Хатха-Йога


ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ В СВЕТЕ ВОСТОЧНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ.

В основе практической медицины Древнего Востока лежит философ¬ское учение о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз, в которых непрестанно и вечно обновляется; весь мир. Ни один момент времени ни похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга, и более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, да¬же самая малая вещь имеет во Вселенной свое переплетение с другими вещами.

Мудрецы Древнего Китая говорили: "Вся тьма вещей, как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала ни конца". Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Для описания взаимодействия всех вещей во Вселенной сложилось логически последовательное учение о двух мировых силах: силе янь, символизирующей мужское, деятельное начало, и силе инь, символизирующей женское начало» покой. Инь и янь - две взаимодополняющие части единого целого, своего рода двойной код ЭВМ, посредством комбинаций которого можно отразить различные состояния окружающего мира, в том числе и болезни человека.

Основные противоположные свойства янь и инь символизировались древними философами как огонь (янь) и вода (инь), т.е. янь по своим свойствам подобен огню и характеризуется следующими признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу. инь по своему свойству подобен воде и характеризуется такими признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе все обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к инь; все, что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию относится к янь.

Основные утверждения теории янь и инь позволяют описать мир во всем его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме:

  • все существующее во Вселенной имеет два противоположных начала янь и инь (любое явление имеет состояние покоя и активности, любой предмет имеет верх и низ и т.д.);
  • янь и инь имеют множество значений, и они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимопревращаемы. Так, например, два противоположных начала: день и ночь, жара и холод, движение и покой, полный и пустой, внешний и внутренний и т.д.

Человеческий организм также разделяется на две противоположности:

  • янь - верхняя часть тела, его поверхность, спина, шесть полых органов;
  • инь - внутренняя часть тела, живот, пять плотных органов. кровь.

Вследствие своей противоположности, янь и инь взаимно ограничивают и контролируют развитие и деятельность друг друга, и при определенных условиях каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя, и это соответствует объективной реальности. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой.

Противоположность двух начал янь и инь является относительной и определяется только сравнением.

При взаимодействии янь и инь имеют относительную самостоятельность, т.к. в них можно выделить составляющие его элементы, взаимодействующие между собой и развивающиеся внутри себя. Так, например, сутки можно разделить на день (янь) и ночь (инь), день в свою очередь можно разделить на первую половину ( янь в янь) и вторую половину (инь в янь), ночь можно разделить на вечер (янь в инь) и саму ночь (инь в инь). Ткани и органы человеческого организма могут принадлежать к янь или инь в зависимости от их взаимного расположения и функций. Если тело рассматривается как единое целое, то его поверхность и конечности относятся к янь, а внутренние органы к инь. Но в тоже время поверхность тела и конечности можно разделить на янь и инь. Так, например, кожа и подкожная клетчатка относятся к янь (янь в янь), мышцы и кости по отношению поверхности тела относятся к инь (инь в янь). Во внутренних органах, называемых чжан-фу органами, также можно выделить янь и инь (янь и инь почек, янь и инь селезенки и т.д.).

Взаимообусловленность янь и инь означает, что они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Так, например, в организме структура относится к инь, а функции - к янь. Структура является материальной основой функции, а функция - это отражение существования структуры и движущая сила ее развития. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления янь и ослаблению инь, а накопление питательных веществ требует определенной функциональной активности и приводит к ослаблению янь и усилению инь. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а при патологии наступает нарушение гармонии, что может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что, поскольку заболевание возникает при нарушении равновесия между янь и инь в организме, то главной целью лечения должно быть возвращение янь и инь к состоянию относительного динамического равновесия.

рис.1 Монада

Гармония янь и инь изображается в виде круга, который разделяется волнистой линией на светлую и темную половины (рис. 1). Внешняя окружность символизирует смешение всего в круговороте мирового Хаоса. Волнистая линия обозначает взаимное вытеснение и взаимное порождение янь и инь. Светлая точка на темном поле и темная точка на светлом поле означают соответственно присутствие янь внутри инь и присутствие иинь внутри янь. Кроме того, эта эмблема (монада) ориентирована в пространстве и во времени: янь зарождается на северо-востоке в зимнюю пору и достигает расцвета летом, а инь рождается на юго-западе, т.е. в конце лета, и достигает кульминации зимой, т.е. на севере. Взаимопревращение янь и инь означает, что при определенных условиях каждое из двух начал внутри предмета может превратиться в противоположность. Таким образом, все виды отношений янь и инь: взаимоотрицание, взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимопревращаемость создают многообразие постоянно изменяющегося мира, его единство и гармонию, и их взаимовлияние является и причиной, и следствием.

В основе нормальной деятельности организма находится уравновешенное состояние между янь и инь, их гармония. Все процессы, происходящие в организме человека, и стадии жизни (зачатие, рождение, рост, упадок и смерть) можно описать с помощью инь-янь. Например: юность - янь, поздние дни - инь, при вдохе грудная клетка расширяется - фаза яньь, выдох - фаза инь. Активность человека - янь, расслабление, отдых - инь. Внутренние органы тела, защищенные от внешних воздействий, являются инь по отношению к коже и мускулам, находящимся снаружи - янь. Нижняя часть тела соприкасается с землей, как бы уходит в нее корнями - это инь, верхняя часть тела - янь. Переднюю часть тела можно защитить руками, сложенными на груди и прижатыми к животу ногами (инь), тогда как задняя часть тела остается относительно открытой (янь). Внешняя поверхность человеческого тела (кожа, волосы, поверхностные нервы и кровеносные сосуды) - янь, внутреннее строение (внутренние органы, кости, головной и спинной мозг) - являются основой жизнедеятельности - инь.

Внутренние органы дифференцируются на полые - янь (желудок, желчный пузырь, тонкий кишечник, толстый кишечник, мочевой пузырь), которые выполняют функции пищеварения и выделения, и плотные - инь (сердце, печень, селезенка, легкое и почки), которые выполняют функции ассимиляции и хранения. Плотные органы можно сравнить со скалой, которая, поглощая свет, хранит его анергию в виде тепла, а полые органы можно сравнить с колесом водяной мельницы, которое способно преобразовать движение воды в рабочую энергию.

Но всегда следует помнить, что инь и янь относительные, а не абсолютные обозначения: сердце - плотный орган, а значит инь, тем не менее; преодолевает сжатие при выталкивании крови через сосуды и поэтому янь. Таким образом, существует и такое понятие как янь в инь. Другими словами, можно сказать, что каждый орган имеет две составляющие инь и янь. Например: янь и инь сердца (янь в инь и инь в инь), янь и инь желудка (янь в янь и инь в янь) и т. д. Это очень важно для понимания синдромов поражения органов, а следовательно, для правильной диагностики и лечения. Сразу же следует отметить, что соотношение янь и инь в различных органах не одинаковы.

В процессе человеческой жизни необходимо поддерживать равновесие между внутренним процессом питания (инь) и внешней деятельностью (янь). В современной лихорадочной деятельности часто человеком пренебрегается необходимость уделять определенное внимание на перенапряжение своего янь. Тело не может долго расходовать больше, что ограничено его функциональными возможностями. Следствием чрезмерной деятельности могут стать проблемы с мышцами, суставами, костями, сердцем, вплоть до серьезных, таких как сердечный приступ. С другой стороны, повышенное внимание к вопросу внутреннего здоровья может означать, что акцент смещен на фазу инь, т.е. накопления, и человек становится инертным и не способен к полноценной деятельности. Кроме того, атрофируются без тренировок мышцы, ослабляется сердечно-сосудистая система. Возникшее противоречие можно снять достижением равновесия, что означает подвижность, разнообразие, умеренность и гармонию с собственными ритмами и потребностями.

Основываясь на характере и особенностях строения тела, некоторых людей можно определить по янь-инь типу, но обычно проявляются и те, и другие свойства. Быть инь - значит любить спокойную, простую, прохладную среду – обладать умеренной способностью в еде, в работе. Для инь-типа характерны регулярные периоды для отдыха и восполнения сил, постепенное развитие болезней и продолжительное сохранение ее симптомов. Инь может прожить дольше, т.к. его образ жизни и среда относительно свободны от стрессов. Янь-тип предпочитает стимулирующую, сложную среду, действует быстро и импульсивно, сильно страдает во время болезни, но потом быстро выздоравливает. Личность, в которой больше янь, склонна дольше страдать от дурного обращения и пренебрежения. Называя кого-либо янь или инь типом, не подразумевается, что кто-то слаб, силен или болен. Соотнесение с моделью янь-инь помогает наблюдать за течением жизни человека и прогнозировать, кто и как будет переносить болезнь, и на основе модели янь-инь анализировать стадии заболевания. Когда заболевание развивается быстро, остро - янь стадия, которая при переходе в хроническую форму - инь стадия.

Однако осознать взаимодействия янь и инь процессов невозможно без понимания еще одной субстанции - ци. Ци (ци, прана) - это жизненная энергия, функциональное начало, координирующее и определяющее янь и инь процессы. Ци не является аналогом энергии в привычном нам понимании. Это скорее информационное начало, предопределяющее порядок процессов, как во Вселенной, так и в организме человека. Для человека ци является его жизненной силой и имеет непрерывную связь с внешней энергией, так называемой природной. Таким образом, восточные мыслители подразделяют ци на внешнюю и внутреннюю. Внешняя ци поступает с пищей, водой, воздухом, внутренняя ци определяется генетическими особенностями (т.е. передана родителями). Контролирует и управляет всеми видами энергии в организме космическая энергия ци.

Под воздействием неблагоприятных условий нарушается цикличное движение внешней и внутренней ци, что приводит к частичному или полному прерыванию информационной связи с внешней средой. В организме появляется возмущенная ци, т.е. перерожденная, внутренняя энергия, ставшая патогенной и вызывающая различные нарушения. Это происходит, когда нарушается суточное равновесие янь и инь процессов. Таким образом, возмущенная ци может не только привести к заболеваниям, но истощает наследственную и жизненную ци (имеющих определенный жизненный запас), что обуславливает преждевременное старение.

Внутренняя энергия ци циркулирует по специфическим каналам - 12-ти основным меридианам и вступает, с одной стороны, в контакт с органами, а с другой - посредством биологически активных точек с внешней средой. Внутренняя энергия последовательно проходит все 12 основных каналов за 24 часа, т.е. в течение суток. Каждый меридиан имеет свой максимальный и минимальный базовый потенциал. Меридианы 5 полых органов, имеющих характер янь ("желчный пузырь", "тонкая кишка", "толстая кишка", "желудок", "мочевой пузырь"), отвечают за прием, переваривание, абсорбцию и выведение продуктов питания, а также частично за распространение питательных веществ в организме. Меридианы 6-ти плотных органов ("печень", "селезенка", "сердце", "легкие", "перикард", "почки"), имеющих характер инь, предназначены хранить, перераспределять, концентрировать и очищать функцию ци. Эти органы выполняют функцию "казны".

Нарушения в циркуляции ци вызывает патологическое состояние меридиана и соответствующих органов и систем. В основе лечения патологий лежит воздействие на биологически-активные точки меридианов с целью регуляции энергии путем ее прибавления (бу) или отнятия (се).

Использование теории янь и инь в традиционной китайской медицине является обязательным при диагностике патологии и при выборе методов лечения. Применительно к современной западной медицине, восстановление нарушенного баланса между янь и инь рассматривается как восстановление гомеостаза путем стимуляции защитных сил организма, что может быть использовано в со временной медицине как модель целостного подхода к человеческому организму, как диалектическое понимание состояния здоровья и болезни.


ФУНКЦИИ МЕРИДИАНОВ

МЕРИДИАН

СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ

ВРЕМЯ

Макс. активности

Мин. активности

Меридиан легких

Влияет на функцию дыхания, обоняния, кожу, ногти, чувствительность к атмосферным влияниям, на работу сердца и сосудов, контролирует состояние терморегуляции, обмена веществ и окислительных процессов.

3 ночи – 5 утра

15– 17 дня

Меридиан толстого кишечника

Влияет на функцию толстого кишечника, паразитарные и лихорадочные заболевания.

5 – 7 утра

17 – 19 вечера

Меридиан желудка

Влияет на пищеварение и психоэмоциональное состояние.

7–9 утра

19 – 21 вечера

Меридиан селезенки

Влияет на систему кровообращения, иммунную систему, систему гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников, контролирует пищеварение и состояние мышц.

9–11 утра

21 – 23 вечера

Меридиан сердца

Влияет на состояние сердца, контролирует сосуды, управляет циркуляцией крови, отвечает за сознание и мышление, источник психической деятельности.

11 – 13 дня

23 вечера – час ночи

Меридиан тонкого кишечника

Влияет на слизистую оболочку кишечника, контролирует процессы пищеварения, оказывает поддержку при заболеваниях сердца.

13 – 15 дня

1– 3 ночи

Меридиан мочевого пузыря

Влияет на мочевыделительную систему, отвечает за выведение токсинов и продуктов обмена.

15 – 17 дня

3 ночи – 5 утра

Меридиан почек

Влияет на функцию почек и мочевыделения, кровоснабжение и минеральный обмен, контролирует развитие и восстановление костей, надпочечников и половых органов.

17 – 19 вечера

5 – 7 утра

Меридиан перикарда

Влияет на сердце, нервно-психическое состояние, кровоснабжение и половую сферу, осуществляет защиту сердца и позвоночника.

19 – 21 вечера

7 – 9 утра

Меридиан трех обогревателей

Выполняет функцию координирования и регуляции деятельности всех внутренних органов.

21 –23 вечера

9 – 11 утра

Меридиан желчного пузыря

Влияет на пищеварение, функции желчного пузыря.

23 вечера – 1 час ночи

11 – 13 дня

Меридиан печени

Влияет на все виды обмена веществ, особенно на функции дезинтоксикации, улучшает работу всех органов и зрение.

1 – 3 ночи

13 –15 дня

Передне-серединный меридиан

Является функциональным кругом энергии – управителем всех инь-меридинов.

Задне-серединный меридиан

Управитель всех янь-мередианов


made in "Dream" yoga_insight@ukr.net
О себе Тренировки События Рисование Тексты Новости Аюрведа Контакты На главную страницу
Hosted by uCoz